Фрагмент для ознакомления
2
Познавательная сфера ребенка совместно с мотивационным компонентом его личности и стремления ребенка к обучаемости активности изучается в научном поле около ста лет. В ХХ в. большое внимание данной области уделяли такие ученные, как Рубинштейн С. Л, Выготский Л. С, Леонтьев А. Н), так и зарубежных (Франкл В., Хекхаунзен Х., МакКеланд Д. на сегодняшний день мы имеет исследования таких зарубежных и отечественных деятелей как Вилюнас В. К, Ананьев Б. Г, Асмолов А. Г, Братусь Б. С, Эллиот А. Дж., Вермир Н., Майер М. Л.. Проблемам формирования и развития учебной мотивации посвящены работы Марковой А. К., Талызиной Л. Ф., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Якобсон П.И., Ильин Е.П., Стипека Д. Дж., Влодковски Р. Дж., Пинтриха П. Р., и других.
В поле отечественной науки исследования мотивационного компонента личности берет свои истоки с А.Н. Леонтьева, который изучал его в условиях изменения мотива для ребенка. Согласно выводам, которые получил ученый в ходе исследования, личности необходимо иметь мотив для того, чтобы она могла сформировать для себя цель своей учебной деятельности и эффективно осваивать информацию.
Ученый считал, что в основе мотива лежит потребность человека. в этом контексте он исследовал мотивационную сферу, утверждая, что именно потребность личности в чем-либо является предикатом организации мотивации. Если под потребностью создается ее предмет, то она приобретает форму мотива, который, в свою очередь, задает вектор действий, желание достичь цели и выстраивать соответственную этому линию поведения. Мотивационная сфера личности состоит из отдельных мотивов и чем больше их появляется, тем более развитой она считается. В структуре мотивационной сферы мотивы не являются отдельными друг от друга, а выстраиваются в определенной иерархической последовательности (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Психологическое строение индивидуальной деятельности по А.Н. Леонтьеву
Мотивы в иерархической структуре динамичны и в целом они задают особенности личности. Леонтьев А. Н. предполагал, что для каждого вида деятельности, которую осуществляет человек, он может формировать отдельную иерархическую систему мотивов. Таким образом, согласно воззрениям ученого, под мотивацией необходимо понимать систему мотивов, которая предопределяет деятельность в каждой сфере жизни личности. В данном случае мы рассматриваем учебную область. Для того, чтобы осуществлялся процесс развития мотивов, необходимо делать упор на реорганизацию мотивов деятельности личности. Если ученик руководствуется осознанием необходимости обучаться на высоком уровне, то такое осознание не будет стимулировать его к активным действиям в этом направлении. Действовать он станет только в том случае, когда его осознание реорганизуется в побуждение.
По мнению А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера является центральной для личности и для изучения психологами. Именно мотивация является предикатом поведенческих паттернов человека, предопределяет его активные действия в направлении достижения цели. А эти цели, так или иначе, взаимосвязаны с разного рода потребностями личности, которые ей необходимо удовлетворить. Из этого следует, что для того, чтобы ученик эффективно осваивал программу, педагогу необходимо создать ситуацию, которая будет побуждать школьника к удовлетворению своей потребности в получении новых знаний, умений и навыков.
Л. И. Божович рассматривает мотивы образовательной деятельности как совокупность всех побуждающих к этому факторов. Согласно этому утверждению, автор выделяет следующие группы мотивов в сфере обучения:
Ребенок удовлетворяет свою потребность в получении новых знаний, формировании навыков и умений.
Ребенок стремится к социализации и установлению своей роли в социуме.
Согласно этому, мы можем констатировать, что данные категории мотивов в обучении присущи детям школьного возраста.
У А. К. Марковой мы видим следующую классификацию учебных мотивов (Рисунок 2):
Рисунок 2 - Классификация учебных мотивов по А. Н. Марковой
Широкие мотивы: ребенок стремится к общему получению новой информации и знаний.
Учебно-познавательные мотивы: ребенок стремится познать, каким образом он может получить новые знания.
Мотивы самообразования: ребенок стремится к получению новых знаний, которые не входят в общую образовательную программу.
Широкие социальные мотивы: ребенок осознает, что занимает определенное место в обществе и чувствует свою ответственность перед ним
Позиционные мотивы: ребенок стремится получить одобрение, поощрение со стороны социума.
Мотивы социального сотрудничества: ребенок старается выстраивать коммуникацию и эффективное взаимодействие с окружающими людьми.
Подобного подхода придерживаются П. М. Якобсон и М. В. Матюхина, которые выделяют три основные группы мотивов: связанные с образовательной сферой; не связанные с образовательной деятельностью; продиктованные стремлением ребенка избежать неудач.
Согласно выше обозначенному, в современной психологической науке происходит дифференциация мотивов на внутренние и внешние. К внутренним относятся те мотивы, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, а к внутренним – мотивы, которые формируются посредством влияния окружения личности на нее.
В зарубежном научном поле также активно исследуют мотивационные компоненты образовательной деятельности, в которых можно выделить три основных направления.
Бихевиористическая концепция Б.Ф. Скиннера: предполагает, что поведение личности формируется посредством того, какие наказания и поощрения она получает извне. Ученый проводил эксперименты и исследовал, как работает явление подкрепления. Стоит отметить, что он не использовал терминологию «мотивация» и не классифицировал ее виды, но, вместе с тем, он сформировал определенную концепцию, согласно которой мотивационный компонент личности формируется посредством того, что она получает внешнее позитивное подкрепление своего поведения. Данная концепция была принята научным сообществом и используется в научном поле до сих пор.
Гуманистическая концепция А. Маслоу: ученый является автором известной пирамиды потребностей и специализировался на их изучении в жизнедеятельности человека для сферы учебной мотивации, Маслоу выделял следующие категории (Рисунок 3):
Рисунок 3 - Основы мотивации. Пирамида потребностей А. Маслоу
Согласно автору подхода, гармоничное развитие личности возможно только в том случае, когда удовлетворены ее потребности, как базовые, так и высшие по иерархии. В таком случае формируется устойчивая позитивная мотивация и личность стремится к самоактуализации и непрерывному развитию.
Когнитивный подход Д.Д. Чармса: одна из важных концепций в данной классификации. Автор разработал два подхода в теории мотивации – если личность поощряется в процессе своей деятельности, которая осуществляется по ее желанию, то это способствует снижению уровня ее мотивации; если личность не подкрепляется позитивно в процессе своей деятельности, которую она выполнять не желает, то это может привести к усилению ее мотивации достичь цели.
Таким образом, можно говорить о том, что мотивационная сфера и ее компоненты активно исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Все они сходятся во мнении, что мотивы организовываются в определенную структуру по иерархии и имеют отличный друг от друга характер по своему влиянию на мотивацию к учебной деятельности. мотивы подразделяются на внешние и внутренние, имеют учебную и социальную направленность. Такие разносторонние мнения ученых позволяют формировать определенную теоретическую базу для того, чтобы наиболее полно изучать учебную мотивацию детей подросткового возраста.
По классификации Д.Б. Эльконина возрастным диапазоном подростка сейчас принято считать от 10-11 лет до 14-15 лет. А еще существует четко выраженный период от переходного возраста к подростковому возрасту в 14-16 лет, который некоторые авторы называют старшим подростковым возрастом (8-9 классы). Поэтому психологическое развитие подростков и уровень самосознания в этот период отличаются друг от друга.
Основная особенность подросткового периода заключается в резких и качественных изменениях, которые охватывают все сферы развития. В этот период происходят преобразования не только физического роста и биологической зрелости, но также эмоционального, когнитивного и социального развития подростка. Эти изменения влияют на его самоощущение, взаимоотношения с окружающими, поиск своего места в обществе и формирование своей личности. Подростковый период является временем, когда происходят значительные трансформации, и понимание этих изменений имеет важное значение для поддержки и сопровождения подростков в их развитии. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
В подростковом возрасте из-за быстрого роста организма становится трудно снабжать кровью сердце, легкие и мозг. Поэтому дети этого возраста отличаются изменениями сосудов и тонуса мозга. Такие изменения приводят к быстрым изменениям физического состояния, в результате чего меняется настроение [3, с. 84]. При этом ребенок может длительное время продолжать физическую активность, связанную с его хобби (например, играть в футбол, безумно танцевать на дискотеке), и при этом «падать от усталости». Особенно это касается интеллектуального стресса.
Эмоциональное развитие подростков связано с уровнем интеллектуальной зрелости, гормональными и физическими изменениями, а также социокультурными факторами:
- необыкновенная интенсивность и яркость эмоций – эмоции часто захлестывают, когда малые события приравниваются к «концу света» и перед лицом объективных, незначительных неудач появляется ощущение бессмысленности жизни; частые суицидальные мысли, даже по незначительным причинам;
- эмоциональная неустойчивость - легкость чувств характеризуется переходом от легкости и отчаяния, от печали к эйфории, поэтому важно тщательно поддерживать все переживания ребенка, важно руководить его деятельностью, чтобы в плохом настроении он не сделал ничего глупого и не попал в беду. Для подростков характерна также утрата человеком чувства силы и могущества, психологическая слабость, утрата уверенности в своих силах и возможностях;
- беспредметность эмоций – подросток часто не может понять, почему он грустит или радуется, и что его беспокоит. Причиной этого состояния являются сильные гормональные изменения, влияющие на работу нервной системы. Подростковая эмоциональная нестабильность усиливается по мере сексуального пробуждения во взрослом возрасте [5, с. 38]. Важно помнить, что подросток мысленно склонен проводить четкое различие между любовью и сексом. Не стоит дразнить по поводу его чувств или высмеивать их – это может привести к разочарованию в более старшем возрасте и неспособность развивать зрелые отношения с противоположным полом в будущем.